Размер: A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Что могут сделать родители, чтобы не допустить кризисных ситуаций у детей

Можно выделить следующие признаки, которые могут указывать на то, что ваш ребенок находится в кризисном состоянии, в том числе может иметь суицидальные мысли и намерения:
• утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия;
• пренебрежение собственным видом, неряшливость; 
• появление внезапной тяги к уединению, отдаление от близких людей; 
• резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, замедленная и маловыразительная речь; 
• внезапное снижение успеваемости, появление рассеянности;
• плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины; 
• склонность к риску, неоправданным, опрометчивым поступкам; 
• потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары;
• стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
• попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему больше не понадобятся;
• самообвинения; 
• шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Как вести себя родителям? Вот основные рекомендации:
 Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
 Спрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
 Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному.
 Помните, что авторитарный стиль воспитания неэффективен. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут вызвать ответную агрессию (в том числе направленную на себя). Если запрет необходим, поговорите с ребенком и объясните его  целесообразность. Если ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и Вас, и его. 
 Говорите  с подростком о перспективах в жизни. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят либосовсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный реалистичный план действий.
 Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для Вас. Старайтесь делиться собственным опытом и своими размышлениями. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он будет искать ответы там, где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной(например, в сети Интернет).
 Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама наша жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность самойжизни, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. 
 Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с возникающими трудностями. 
 Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.
 Рассказывайте о том, как Вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. 
 Проявляйте любовь и заботу, подумайте, что стоит за возможной внешней грубостью ребенка. Даже если подросток делает вид, что Вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Необходимо подобрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
 Ищите баланс между свободой и несвободой ребенка. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться, поэтому свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно
предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Вы слышите Обязательно скажите Не говорите
«Ненавижу всех...» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем
возрасте., ...да ты просто говоришь глупости!»
«Все бесполезно и бессмысленно» «Я вижу: ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай
обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей! Лучше поговорим о другом!»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Говори немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается - значит, не старался!»


Любите своих детей, будьте искренними и честными в своём отношении к ним и к самим себе!
Круглосуточный (в будние дни) телефон доверия для детей и подростков, родителей в г. Улан-Удэ: 55-38-16, Всероссийский круглосуточный телефон доверия: 8-800-2000-122.

Материал создан: 02.10.2020

Автор: Администрация Железнодорожного района